В ЕС объяснили заморозку «Южного потока» дороговизной проекта

В ЕС считают заявления о том, что Россия прекратила строительство газопровода «Южный поток» из-за позиции Болгарии, попыткой оправдать отказ от экономически невыгодного проекта в условиях падения цен на углеводороды. Об этом заявил европейский источник.

«Создание «Южного потока» стоит больших денег. В условиях, когда цены на нефть и газ идут вниз, строительство «Южного потока» становится экономически невыгодным. Этот проект стоил бы «Газпрому» много денег, и теперь удобно найти маленькую Болгарию и ругать ее за срыв проекта», — заявил собеседник агентства Интерфакс.
«В ЕС никогда не говорили, что «Южный поток» нам не нравится. Мы лишь заявляли о том, что если компания хочет делать бизнес в ЕС, она должна соблюдать законодательство Евросоюза, то есть третий энергопакет должен соблюдаться. Точно так же, как если европейская компания захочет работать в России, она должна будет соблюдать российское законодательство», — подчеркнул источник.

Отвечая на вопрос, не будет ли отказ от строительства «Южного потока» угрожать энергобезопасности Европы, собеседник агентства заявил, что «у нас нет проблем с запасами газа».

Накануне российский президент Владимир Путин заявил, что Россия замораживает строительство «Южного потока», в которое «Газпром» уже вложил $5 млрд, из-за позиции Болгарии. «Мы не можем начать строительство в море до тех пор, пока у нас нет разрешения от Болгарии. А начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться, это нелепо. Думаю, что это понятно для всех. Поэтому мы вынуждены будем пересмотреть наше участие в этом проекте», — сказал Путин. Он обвинил Еврокомиссию в неконструктивной позиции, не соответствующей интересам Европы.
Через считанные минуты после заявления Путина председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил о планах по строительству трубы такой же мощности в Турцию с перспективами выхода на границы Евросоюза. Таким образом, перенаправление «Южного потока» в Турцию снимает вопрос о востребованности строящейся газопроводной системы «южный коридор» для подачи газа в экспортный черноморский газопровод и инвестициях, понесенных на закупку труб, услуг по укладке труб в рамках Southstream Transport BV.

«Сегодня подписан меморандум между «Газпромом» и Botas о строительстве морского газопровода через Черное море в направлении Турции объемом 63 млрд куб. метров газа в год», — сказал Миллер. По его словам, 14 млрд куб. метров газа предусмотрено для поставки в Турцию. «Это те объемы, которые в настоящее время поставляются по балканскому коридору. Остальные объемы, а это около 50 млрд куб. метров газа, будут поставляться на границу Турции и Греции. И для этих объемов на границе Турции и Греции будет пункт сдачи», — добавил он.
По словам Миллера, входная точка новой трубы — это компрессорная станция «Русская» — та же самая станция, которая была предусмотрена для «Южного потока».

Болгария испытала давление ЕС в связи с «Южным потоком». В июне Еврокомиссия заявила, что межправсоглашение Москвы и Софии по трубопроводу не соответствуют европейскому законодательству. Например, закон ЕС требует разделения поставщиков газа, транспортных и распределительных компаний, свободного доступа третьих сторон к транспортной инфраструктуре, конкурсной борьбы за контракты. В результате ЗАО «Стройтрансгаз» (31,5% принадлежит фонду бизнесмена Геннадия Тимченко) пришлось отказаться от строительства болгарского участка.